Республиканский конкурс
«Жас қанат»
    Рус  /  Қаз
ВЗДОХНЕМ... И ВСПОМНИМ ВСЕХ!

 

Майра Акпанбет - музыковед, телевизионный журналист. В разные годы была редактором музыкальных программ Казахского телевидения, шефом отдела Казахского вещания, первым редактором передачи «Тамаша», автором и создателем разно-жанровых (традиция, классика, эстрада) телевизионных программ по культуре и искусству на казахском-русском языках, редактором Международного фестиваля «Азия дауысы».

Майра Акпанбет

Год назад 18 июля не стало Мурата...

На протяжении 25 и более лет не было того, кто не назвал бы сразу имя этого самого медийного человека страны. Хочу вспомнить сегодня Мурата как чрезвычайно незаурядную во всех человеческих свойствах личность, как сына своих родителей, как брата и как друга.

Первое у всех впечатление, при знакомстве с ним - милый, тактичный, легкий в общении и даже мягкосердечный человек. Таковым он был для гостей и конкурсантов. Своей душевной теплотой он особенно осыпал молодых участников "Жас каната". Для партнеров - деликатный, доброжелательный, умеющий изысканно говорить, умеющий заражать и вести за своими идеями!

А для нас, коллег, Мурат был обладателем чрезвычайно ответственного характера, высокого интеллекта, схватывающий и сублимирующий информацию на лету, имел феноменальную память и интуицию. Мыслил эстетическими критериями, любую свою интеллектуальную конструкцию выводил на эстетическую завершенность, гармоничность и красоту. Мурат был ЭСТЕТ! Всегда полон вдохновения и энтузиазма, заражал этим окружающих, при этом значительно и, конечно, заслуженно, влиял на других своим доминирующим авторитетом - таким было проявление его эго. В стенах студии, в коллективе, легко создавал условия для реализации своих желаний, моментально мог создать плодотворное взаимодействие сотрудников, каждому найти подобающее место. Мурат был словно воздух и подключал всех к этому единому дышащему пространству. Прирожденными психологическими и музыкальными способностями легко заряжал наших композиторов и поэтов на вдохновение. Мурат просто пылал страстью к творческому изобретательству! Он был пылок и до новых познаний , например, в той же музыке. Обязательно уточнял и накрепко закреплял в памяти базовые понятия правила теории музыки, уже потом свободно оперируя ими в работе. Это помогло ему быть достойнейшим в составе жюри некоторых зарубежных конкурсов. Лучшей деловой чертой его была склонность к равноправному партнерству. В отношениях с чиновниками и бизнесменами начала 90-х, благодаря умению найти компромисс, ему удавалось на самых разных уровнях властных кабинетов проводить в реальность свои идеи. Все проблемы решал легко и в этом, несомненно, проявился незаурядный талант топ менеджера. Дело ставил выше слов! Этому подтверждение - создание на рубеже 80-90 гг. новых грандиозных телевизионных форм и фестиваля "Азия Дауысы".

Не стоит думать, и не могу слукавить, что все в стенах студии было гладко! У нас случались и взрывные эмоциональные перипетии, но как же без них в творческом процессе! К тому же я была единственной многодетной мамой, со всеми вытекающими, а вокруг работала молодежь, не обремененная ни семьей, ни детьми. Бывало, доводилось озвучивать то, на что не осмеливались другие. Такое случалось после его разноса молодым или нерадивым сотрудникам. В такие моменты он топал ногами: "Мне не нужны дипломаты и адвокаты!" Он умел и поддеть, но с совсем неожиданной стороны. Я, коллеги знают, предпочитала работать только за кадром. Ничьи и никакие уговоры не могли это изменить. А вот Мурат просто ставил перед фактом. Звонок: " я с Макпал сейчас в Турции, в сетке КТК наша передача, будешь вести!". Сделала запись, а режиссер, добрейшая моя коллега, Тамара Павлова вернула в пух и прах - ты ужасна, не сексуальна, перепиши! Пришлось входить в непривычную мне роль. В другой раз таким же способом вынудил вести интервью с большим-большим чиновником, причем в прямом эфире! А уж о дневниках конкурса и говорить не приходится! Думаешь, как выжить в этом режиме писанины для всех и вся, а тут нет покоя от своих же репортеров, жаждущих разнообразия, с подачи Иргалиева! Как-то после первого конкурса, посвященного ШамшиКалдаякову, он заявил: "я все понял, что ты там на казахском говорила! Приз отдала певцу из России! Сыграла в политику!". На первом конкурсе "Мисс Шелковый путь" выдал: папочки Миссок будут ходить к тебе и предлагать коней. Отвечай всем, конями не берем, а денег у Иргалиева и так уже миллион!))). А какие перлы он, как впрочем и Саша, выдавал непосредственно на площадке Медео! У тех, кто работал рядом, их хватит на целую книгу. Не раз мне приходилось быть сильным раздражителем и Мурату, держать (когда правдой, когда хитростью, переманивая на свою чашу весов Пономарева) оборону за казахский контент в конкурсе, защищая наших композиторов!Но, в каждый очередной мой уход он неизменно провожал доброй улыбкой, говоря, что только ты всегда красиво уходишь))

Мало кто знает, но Мурат был замечательным сыном, гордившимся своим папой-фронтовиком. Кстати, его первым автомобилем был выделенный отцу, как участнику ВОВ, Москвич-412. На нем он подвозил свою известную всему Гостелерадио маму, Галиюапай, на работу. В малюсенькой, словно шестиметровой буфетной на Радио с утра и до вечера толпилась журналистская братия, желавшая попить чаю со сливочками, приготовленному тетей Галей. Галя апай была довольно строгой и деловитой женщиной, но хорошую шутку принимала, а отвечала остроумно на том языке, на каком к ней обращались. Мама для Мурата была самым-самым дорогим человеком, его сыновняя забота о ней вызывали уважение. Сестры в Мурате не чаяли души, ведь он был младшим в их семье.

Мурат любил дарить подарки! В течение дня, в кабинете, он появлялся множество раз, демонстрируя свою танцующую походку. Имя мое произносил, по-особенному пропевая две буквы А. В отличие от всех, он единственный ставил в нем правильное ударение! Это само уже было подарком))). Ну, а, в самом деле, первым его подарком мне, это было еще в музыкальной редакции, был щенок королевского пуделя. Другой подарок был привезен из Болгарии, первой зарубежной поездки. Это была колбочка духов в разноцветной деревянной оправе, Мурат отбирал все только самое красивое. Было это задолго до того, как он стал известным статусным человеком. Именно после первой зарубежной поездки появился новый Мурат в кепке - с той поры этот имидж навсегда его визитная карточка.

У Мурата, как и у любого человека, была мечта! Должно быть, само имя стимулировало его на постоянное поднятие карьерной планки. Для тех, кто не знает значения имени Мурат, перевод с казахского означает "заветная мечта". Но, не все мечты сбываются. Однако, то, что было подарено им стране и народу, выше всякой мечты.

Для меня, музыковеда и музыкального тележурналиста, по прошествии стольких лет, печально констатировать, что той высокой профессиональной планки эстрадной музыки и музыкального телевидения, которую поднял до достойного уровня Мурат, ныне уже нет! Это удручает, ведь привитие хорошего музыкального вкуса и качественного контента современному обществу сошло на убыль.

...Странно, до сих пор странно и непривычно писать о нем в прошедшем времени...

Предлагаю, друзья, со светлым вздохом... вспомнить Мурата, КенесаДуйсекеева, Эллу Котову, ШомишбаяСариева, НуртлеуИмангалиева, Александра Пономарева и других ушедших коллег! Кто-то из них был звездой экрана и общества, а кто-то просто улыбался всем нам распахнутой душой, заражая своим запредельным оптимизмом. Одни радовали наши слух и сердца прекрасными поэтическими и музыкальными творениями, другие своим ораторским, журналистским, талантом, да и просто человеческим обаянием. Эти люди внесли в нашу жизнь много незабываемых моментов. Для кого-то они были коллегами и друзьями, для кого-то учителями и наставниками, для кого-то примером, а возможно и кумиром... Они были частью нашей молодости, нашей работы, нашей жизни!

Вздохнем... и вспомним всех!

31 июля Александру Пономареву исполнилось бы 70.

Памяти друга, коллеги, доброго, яркого человека….

Артисты, певцы, да и все, кто хоть раз выходил на телевизионные съемочные площадки страны, начиная с конца70-х годов и на сцену мирового музыкального фестиваля «Азия дауысы», знали этого чрезвычайно бодрого, энергичного, фанатично преданного своей профессии человека, режиссера, постановщика и создателя самых ярких музыкальных программ золотого века Казахского телевидения – Александра Пономарева. И каждый, из знавших его артистов и людей, может вспомнить что-то свое, ценное, что мог приобрести, общаясь с ним. Многие режиссеры вновь открывшихся в начале 90-х годов телевизионных каналов это те, кто начинал работать рядом, был его учеником и может сказать: да, Александр Сергеевич преподал лучшие уроки в профессии! Пономарев всегда самокритично работал над совершенствованием своего режиссерского мастерства, не пропускал ни одной трансляции концертов мировых артистов, не представлял, что кто-то в чем-то сможет его превзойти. Однажды, во второй половине 90-х, он стал говорить, что ощущает, как молодежь «дышит ему в затылок», сетовал на тех, на кого потратил много сил, обучая работе за пультом, работе на сцене. А их и вправду было немало! Придя в студию, поработав пару, бывало и меньше лет, молодежь устремлялась туда, где была перспектива карьеры и более привлекательная зарплата. И ведь было куда устремляться – телекомпании рождались чуть не каждый месяц! Саше было очень обидно за потраченное на них время. Тогда я ответила ему: взгляни на это с другой стороны! Все режиссеры, работающие на вновь открытых телеканалах страны, твои ученики! Гордись этим! Не каждому судьба дает счастье иметь учеников и последователей, а уж они тебя точно никогда не забудут. Это ему помогло, от сердца немного отлегло, а потом и вовсе успокоилось. Он понял, что он - Учитель.

31 июля Александру Сергеевичу Пономареву должно было исполниться 70 лет! Конечно же, он думал об этой дате, конечно же, побаивался того, что начнется аж восьмой десяток, но все же никак не желал уйти, как это случилось с Муратом Иргалиевым. И все же… случилось. Для современного мужчины 70 лет не такой ведь глубокий возраст, тем более для человека, способного заряжать как батарейка, потому как сам был необыкновенным живчиком. Таким его запомнили все, кто знал.

Я добавлю немного своих воспоминаний, преимущественно того времени, которое предшествовало его большой - пребольшой известности. Такие воспоминания есть у тех, кто на рубеже 70-80 гг. работал с ним, с кем Александр Сергеевич до последнего поддерживал, спасибо благому интернету, контакт. Это Александр Головинский, Алтын Галиева, Тамара Павлова и многие-многие другие коллеги. Ему было необходимо это общение как воздух, словно единственная возможность избавиться от одиночества, которого он совсем не любил. Он всегда готов был отдавать свои душевные силы и знания другим! Меня заставлял записывать (по телефону) рецепты лечения от хвори, не забывая звонил, требуя отчитаться о лечении и самочувствии ))) Последний раз виделись с ним 31.12.2019 года, он заехал ко мне с новогодним атрибутом - симпатичной фарфоровой мышью, которая принесла с собой тяжелейший год, ставший последним для многих… но в тот день мы еще того не знали. Долго говорили о разных планах, он хотел и готов был продолжать работать в любой стране, только бы заниматься любимым делом. После смерти Мурата, Саша постоянно затрагивал в разговорах вопрос наследства… Последнее сообщение прислал накануне своей госпитализации в тяжелом состоянии... Зная, что смерть его некому оплакивать, я много дней не могла сдерживать свои слезы. Я и та, что на протяжении более40 лет была ежедневно рядом, самый преданный сотрудник Мурата и Саши, до последнего дня державшая связь с клиникой и докторами, заместитель генерального директора «Азия Дауысы» Ирина Ковыряко.

У Саши было детство с горьким привкусом, ведь несколько лет он провел в детском доме-интернате, оттуда подцепил привычку пользования в речи крепкого словца, оттуда и почти детская его ершистость. И это было его единственной помехой в установлении безоблачных контактов на репетиционных подмостках. Со своей мамой, которую ласково называл матушкой, он воссоединился только после обретения квартиры в Алматы. Но душа-то от природы была доброй и хотела отдавать частичку этого добра людям. Правда, делал он это, как-то смущаясь, суетясь и не очень умело. Тем не менее, именно Пономарев, последним покидал съемочную площадку, предварительно проконтролировав, чтобы всех рассадили по машинам и довезли домой. В течение дня он обязательно замечал, кто из работавших не успел поесть/перекусить и непременно требовал (а следом и проверял) обеспечить человека пайком. Полтора десятка лет проведения фестиваля «Азия Дауысы» на Медео, было также и местом, где каждый год отмечались именины Александра Сергеевича. Мурат специально планировал календарь конкурса так, чтобы день рождения Пономарева отмечался там, на Медео, на многолюдной площадке, с присутствием коллектива, друзей и артистов, чтобы он не оставался в этот день один. Режиссерский путь Пономарева начался в середине 70-х годов, после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на телестудии родного города Целиноград. Вскоре Александр был замечен и приглашен, тогдашним главным режиссером казахского телевидения Семеном Газархом, на работу в Алма-Ату, это был 1976 год. Телевизионный коллектив того времени был довольно компактный, сплоченный и дружный. Практически все знали друг друга, а каждый новый человек попадал под пристальное коллективное журналистское внимание. Этому способствовала сложившаяся традиция проведения каждый понедельник в актовом зале Радиокомплекса летучек, при участии редакторов и режиссеров всех редакций, где в присутствии самого высокого руководства происходил подробный разбор недельного эфирного творчества коллег. А в фойе здания телевидения на доске почета вывешивались лучшие передачи недели и их создатели, заслужившие похвалу и признание. При такой обстоятельности в работе не знать кого-то было просто невозможно. Здесь, в Главной редакции молодежных программ, Александр познакомился с Муратом. У них сразу сложился необыкновенный творческий тандем. И хотя они начинали работать в редакции молодежных и детских программ, постоянно проявляли наклонность к сфере музыкального телевидения, вызывая этим недовольство руководства своей редакции. Однако, в музыкальную редакцию их также долго не переводили, за неимением «специального» образования. Наконец, в 1981 году, незадолго до открытия редакции программ для ЦТ, они начали работать в Главной редакции музыкальных программ. Это был, скорее всего, период подготовки к работе на другом уровне. И этот уровень очень скоро стал всем известен программами, захлестнувшими эфир свежестью и новизной. Съемочные площадки уже не ограничивались студиями телевидения и Дворцом Ленина. Итогом совместных творческих изысканий стали новые, доселе не практиковавшиеся на телевидении передачи «Ритмы Медео», идею которой подала замечательный музыкальный режиссер Валентина Павловна Мищенко, «Алма-Ата встречает друзей», «Здравствуй, друг» и многие другие. В «Ритмах Медео» зритель увидел наших артистов, поющих на фоне прекрасных алатауских гор, правда, тогда еще за пределами стадиона. Программа «Алма-Ата встречает друзей» вышла на летнюю сцену парка им. Горького, тогда же впервые прошла трансляция по Всесоюзному эфиру. Все следили за захватывающим процессом покорения Казахским телевидением Центрального телевидения, который затем продолжился в самом крупномасштабном проекте широкого международного уровня «Азия Дауысы», стартовавшим в 1990 году. Так начал свое всесоюзное шествие знаменитый казахстанский музыкальный бренд «Азия Дауысы - Голос Азии», трансляция которого велась ряд лет по центральному телевидению! Более пятнадцати лет фестиваль собирал на Медео лучших молодых исполнителей песни из разных уголков мира, а также радовал искусством первоклассной эстрадной музыки поклонников своей страны. Раз в году стадион Медео неузнаваемо преображался, становясь огромной и яркой праздничной ареной, с новейшими техническими достижениями света и цвета на сцене, первыми в городе огромными светодиодными экранами, с волшебством звуков музыки разных стран, со всеми ныне уже привычными, фееричными атрибутами праздника. Весь великолепный визуальный феномен огромной сцены – это коллективный плод фантазии художников, с подачи Пономарева. Горожане же сразу прониклись любовью к атмосфере, царившей на Медео, к великолепному празднику музыки и песни, знакомящему со звуками нашей необъятной планеты. В эти первые годы независимости нашего Казахстана, «Азия Дауысы» открыл миру страну, по имени Казахстан. В 1992 году прошел первый национальный конкурс «Жас канат», задачей которого был, помимо нахождения талантов внутри страны, отбор и подготовка исполнителей на мировые конкурсные площадки и, прежде всего к конкурсу «Азия Дауысы». Все это было бесценным вкладом в нашу казахстанскую культуру! Конечно, широкие массы не знают имен тех, кто работал за телевизионным кадром, но тот же народ знает имена многих звезд, которых Александр Пономарев и Мурат Иргалиев, с вдохновленной ими командой вывели впервые на телевизионную сцену эстрадного искусства Казахстана. Одна из них - ДимашКудайберген - затмила своей яркостью многих мировых!

Жизнь и труд, посвященные Александром Пономаревым казахскому телевидению и нашей музыкальной эстраде, думается, заслуживают благодарной памяти всех, кто был причастен к той яркой эпохе в истории «страны голубого Неба и Орла под Солнцем», по имени Казахстан.

Вернуться на Страницу памяти

 

Поделиться с друзьями